Общие положения
Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года (далее — Стратегия) является одним из элементов реализации «Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» и ориентирована на обеспечение полноценного питания, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения Российской Федерации.
Стратегия разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 26 июня 2015 года Пр-1259.
В Стратегии обозначен ряд проблем, способствующих производству и обращению на рынке пищевой продукции ненадлежащего качества, и определены пути (направления) их решения.
Потребительский рынок пищевой продукции представляет собой важнейшую часть современной экономики Российской Федерации.
В последние годы система нормативно-правового регулирования требований к пищевой продукции была связана с унификацией национальных норм безопасности пищевой продукции с международными стандартами и выполнением обязательств Российской Федерации как члена Всемирной торговой организации и Евразийского экономического союза.
Однако несовершенство правовых и организационных механизмов в отношении качества пищевой продукции приводит к тому, что на российском рынке имеет место оборот продуктов, не отвечающих потребностям большинства населения, а также фальсифицированной пищевой продукции.
Неоптимальная структура питания при потреблении пищевой продукции с низкими потребительскими характеристиками является причиной снижения качества жизни и развития ряда заболеваний населения, в том числе за счёт необоснованно высокой калорийности пищевой продукции, сниженной пищевой ценности, избыточного потребления насыщенных жиров, дефицита микронутриентов и пищевых волокон.
Данную ситуацию усугубляет несанкционированное использование в процессе сельскохозяйственного производства ветеринарных лекарственных препаратов, преднамеренно вводимых в организм продуктивных животных, что приводит к загрязнению пищи и к негативным последствиям для здоровья человека (появление возбудителей с новыми свойствами, повышение тяжести инфекций, антибиотико-резистентность, аллергизация населения). Это влечет за собой снижение продолжительности жизни, увеличение затрат на здравоохранение, рост потребности в дорогостоящей высокотехнологической медицинской помощи.
Значимым является отсутствие единой информационной системы прослеживаемости качества пищевой продукции на протяжении всех процессов производства и обращения пищевой продукции, позволяющей определить происхождение пищевой продукции, отследить использование ветеринарных лекарственных препаратов, и средств защиты растений, идентифицировать ответственные организации за каждый этап в цепи ее производства и обращения.
Препятствием к повышению эффективности контроля соответствия пищевой продукции обязательным требованиям является также недостаточность необходимых методов определения показателей качества.
Проблемой обеспечения качества пищевой продукции является также практически полное отсутствие в Российской Федерации производства пищевых ингредиентов и субстанций (витаминов, аминокислот, пищевых добавок, ферментных препаратов, биологически активных веществ, заквасочных и пробиотических микроорганизмов, пребиотических веществ и других).
Требуют совершенствования существующая система методов контроля как самих пищевых добавок, так и пищевых добавок в составе пищевой продукции. В настоящее время разработанные методы контроля охватывают более половины пищевых добавок, на которые установлены регламенты их применения (консерванты, антиокислители, пищевые красители, синтетические подсластители и другие). Однако, эти методы требуют доработки по расширению перечня исследуемых продуктов, увеличению диапазонов определения для целей их использования при выявлении фальсификации пищевой продукции. Это относится к групповым методам определения и к методам определения индивидуальных пищевых добавок.
Стратегия направлена на создание условий для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих необходимость совершенствования и развития продовольственного рынка страны, по актуализации законодательной и нормативной базы, созданию механизмов стимулирования предпринимательского сообщества на изготовление и обращение продукции, отвечающей современным требованиям, и обеспечению информированности населения о качестве пищевых продуктов.
В Стратегии используются следующие понятия:
качество пищевой продукции — совокупность характеристик пищевой продукции, соответствующих заявленным требованиям и включающих ее безопасность, потребительские свойства, энергетическую и пищевую ценность, аутентичность, способность удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях использования в целях обеспечения сохранения здоровья человека;
безопасность пищевой продукции — состояние пищевой продукции; свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения;
энергетическая и пищевая ценность продукции — показатели, характеризующие наличие и количественное содержание в продукте пищевых и минорных биологически активных веществ, определяющих его биологическую, физиологическую и энергетическую ценность и усвояемость;
потребительские свойства пищевой продукции:
— физико-химические показатели – нормируемые физико-химические характеристики конкретных видов пищевой продукции;
— органолептические показатели – характеристики, определяемые с помощью зрительной, вкусовой, обонятельной и слуховой сенсорных систем и соматосенсорной системы;
— микробиологические показатели — содержание пробиотических и/или технологических микроорганизмов в декларированных количествах;
— аутентичность — совокупность физико-химических и микробиологических показателей, их абсолютные количественные значения и интервалы, а также их изменения, обусловленные природными свойствами сырья и допустимым технологическим воздействием при получении готовой продукции, которые позволяют идентифицировать пищевой продукт.
Подробнее читайте: http://government.ru/media/files/9JUDtBOpqmoAatAhvT2wJ8UPT5Wq8qIo.pdf