На сегодняшний день устойчивость к антибиотикам — проблема уже не только здравоохранения.
Основным потребителями антибиотиков, к сожалению, сегодня стали не медицинские организации, а производители мяса и птицы,
Существует прямая связь между использованием антибиотиков в кормлении животных и потерей эффективности этих препаратов для человека.
Врачи и ученые давно бьют тревогу и призывают к более осторожному использованию антибиотиков, чтобы болезнетворные бактерии не приобретали к ним все больший иммунитет.
Потребитель может заболеть (быть инфицирован) через пищевой продукт «супербактериями», устойчивыми к одному или более антибиотикам, вызывающими болезни и даже смерть.
Если человек заболел, употребив сырое или плохо приготовленное, к примеру, куриное мясо, зараженное болезнетворными бактериями, такими как сальмонелла, то вполне может случиться так,что эта сальмонелла окажется устойчивой «супербактерией», способной противостоять одному или нескольким антибиотикам. Лечение, в таком случае, представляется затруднительным.
Экспертиза куриного мяса, проведенная американским центром по изучению общественного мнения Consumer Reports в 2010 году, показала, что ⅔ образцов, реализуемых в их рознице,было заражено сальмонеллой или кампилобактером (еще одним патогенным микроорганизмом), и, что самое главное, 60 процентов этих бактерий были устойчивы к антибиотикам!
В России ситуация не менее настораживающая. Исследования безопасности куриного мяса 2011 года, проведенные ОЗПП (Обществом защиты прав потребителей), показали, что не менее 30 процентов цыплят-бройлеров, реализуемых в торговой сети, были заражены разными серотипами (видами) сальмонеллы.
Но если в Америке об этой проблеме говорят открыто, не умалчивая ни масштабы потребления опасной пищи, ни последствия, которые приходится расхлебывать уже сейчас, то в России тема использования антибиотиков в сельском хозяйстве старательно вуалируется.
Более того, создан некий шаблонный образ отечественного мяса, как самого полезного и безопасного в отличие от заграничных аналогов. И только совсем недавно заговорили о необходимости введения запрета на нетерапевтическое (немедицинское) использование кормовых антибиотиков в животноводстве и птицеводстве в условиях вступления России в ВТО.
— Сегодня при выращивании отечественных с/х животных и птицы применяется широкий ряд современных антимикробных препаратов (в т.ч. антибиотики и кокцидиостатики), которые, помимо прямой терапевтической (медикаментозной) функции, играют роль стимуляторов продуктивности, т.е. стимуляторов роста — говорит эксперт Общества защиты прав потребителей Роман Гайдашов. И их с полсотни видов. К примеру, нитрофураны и фторхинолоны. С ними при анализе мясной продукции сегодня сталкиваются не реже, чем с тетрациклинами.
Но в современном мире полный отказ от антимикробных препаратов, в нынешних промышленных условиях, тоже нереален. Более того, такой резкий отказ может привести к вспышкам инфекций, передающихся потребителям через контаминированную (зараженную) продукцию животноводства и птицеводства. Здесь нужно объективно оценивать ситуацию, а также снижать риски.
Потребитель в этом вопросе полностью зависит от совести производителя: на сколько тщательно тот следит за сроками выведения из организма животного введенных вет.препаратов, за сроками забоя и на сколько эффективно у него на предприятии работают системы качества.
А вот реплика главного ветеринарного инспектора РФ Николая Власова, не так давно принявшего участие в передаче федерального Первого канала: «… До 60% циркулирующей на рынке продукции не соответствует требованиям Российской Федерации. Отечественной продукции… При анализе одной из тушек было обнаружено четыре полных человеческих дозы антибиотиков. Если изо дня в день есть такое мясо, появится иммунитет к большинству лекарств. Такое впечатление, что эта курица ворвалась в ветеринарную аптеку и с голоду съела все, что там было. Ни один врач в здравом уме никогда такую дозу курице не пропишет».
В целях контроля за остатками лекарственных препаратов в пищевых продуктах подведомственными Россельхознадзору федеральными государственными бюджетными учреждениями проводятся лабораторные исследования в рамках государственного ветеринарного лабораторного мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продукции животного происхождения, кормах на территории Российской Федерации.
Утвержденный перечень контролируемых остаточных ветеринарных препаратов в мясной продукции находится в Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299.
. В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проводятся плановые и внеплановыепроверки животноводческих предприятий. Плановые проверки в соответствии с тем же ФЗ можно провести раз в три года, внеплановые – только по представлению прокуратуры.
К сожалению, достоверность такого контроля практически нулевая. Не случайно, после кабанов, личные подсобные хозяйства – основной распространитель африканской чумы свиней (АЧС).
если используемый препарат в перечень запрещенных препаратов не входит, то его применение считается легальным. Все, что не запрещено – разрешено! Главное, чтобы производитель сообщал, какой вид лекарства он применял Так что формально использование антибиотиков для ускорения роста животных не запрещено. Если только этот вопрос не регулируется еще какими-либо отдельными законодательными актами.
Контроль над нашими производителями (фабриками, фермами, личными подсобными хозяйствами) передан на региональный уровень, а что творится на местах остается только догадываться. В народе давно и не без оснований ходит толк о вотчинах, которые выстраивают под себя местные органы исполнительной власти, готовые за определенную мзду закрыть глаза на любые нарушения.
Достоверность передаваемой информации о применяемых лекарствах от производителяк органу ветконтроля не проверяет никто. Поэтому и не существует в России какой-либо объективной статистики относительно наличия антибиотиков в мясе.
Подобный попустительский подход к проблеме со стороны государства развязывает производителю руки. Получается, сегодня абсолютно любое мясо можно выдать за органический продукт, упаковать в соответствующую упаковку с призывными надписями и выложить на прилавок.
Вдобавок сорвать на своей сообразительности солидный куш. Ведь любой продукт питания, позиционируемый у нас в стране, как натуральный и выращенный без химии, стоит в несколько раз дороже безымянного собрата. В отличие от тех же США, где стоимость «органик-фуд» всего лишь на 15–20% выше обычной продукции.
Кроме того, вышеупомянутые американские исследования показали, что на самом деле стоимость «чистого», не отягощенного антибиотиками, мяса не настолько высока, как пытаются представить поставщики, и составляют около 5 центов дополнительно за фунт свинины и меньше пенни за фунт курицы.
Потребители всегда могут доверять качеству товара с этикеткой «органический», так как по органическим требованиям применение антибиотиков в животноводстве запрещено. Кроме того, потребители могут вполне доверять большинству надписей, которые содержат слова «без антибиотиков» или «выращено без антибиотиков
— Давно пора пересмотреть действующий СанПиН, принять-таки Техрегламент на безопасность мяса и мясной продукции, актуализировать и пересмотреть перечень контролируемых лекарственных препаратов, точнее их остаточных количеств в готовой мясной продукции,— уверен Роман Гайдашов. Официально контролируемые сегодня четыре вида антибиотиков: гризин, бацитрацин, тетрациклиновая группа, левомицетин давно потеряли актуальность. От применения этих препаратов не отказался только ленивый производитель. Перечень подконтрольных препаратов нужно однозначно расширять. Если промышленность не в силах полностью отказаться от антибиотиков при выращивании животных, то нужно, хотя бы, заставить производителей сообщать контролирующей ветслужбе достоверную информацию о применяемых лекарственных препаратах.
Российская сельскохозяйственная промышленность просто разучилась производить чистые, не отягощенные химией продукты.
И отказ от антибиотиков вообще будет приравнен к уничтожению российского животноводства и птицеводства.
Кстати, говорить, что производители используют кормовые антибиотики во всем мире, уже нельзя. Есть много примеров стран (в том же ЕС, где гигиена производства на высоте),которые используют антимикробные препараты строго в терапевтических целях. И там это строго контролируется государством
А пока бесконтрольное намеренное использование антимикробных препаратов в корыстных целях в роли стимуляторов роста, добавление их в корма и воду для поилок, приводит к накоплению их в мясе и, соответственно, последующему попаданию их с пищей в организм человека. Если сейчас не прекратить эту практику, то в скором будущем лечить людей будет нечем.
СОВЕТЫ:
— Всегда сливайте первый бульон при варке любого мяса. Все загрязняющие вещества с поверхности и остатки лекарственных ветпрепаратов переходят при варке в неизменномвиде в бульон и не исчезают. Высокая температура и длительное кипячение могут справиться только с опасными бактериями.
— Покупая домашнее (фермерское) мясо и птицу, которую растили без антибиотиков, вы увеличиваете свой риск заражения патогенными микроорганизмами и вирусами.Следовательно, термическая обработка (варка, жарка) таких продуктов должна быть более тщательной.
Источник: https://professionali.ru/Soobschestva/selskoe_xozyajstvo/mjaso-na-antibiotikah/