Заграничный опыт

Данные о влиянии антибиотиков из мяса на здоровье человека послужили основанием для запрета или тотального контроля над использованием антибиотиков почти во всех странах Евросоюза, Южной Корее, Новой Зеландии и некоторых других государствах.

При этом примечательно, что Дания, например, при отказе от антибиотиков, добилась существенного снижения частоты сальмонеллеза среди свиней и сельскохозяйственной птицы, в отличие от США, где до сих пор не существует строгого контроля над использованием тех или иных ветеринарных препаратов, стимулирующих рост животных, в производстве мяса.

Это решение американцев было обусловлено чисто экономическими причинами и нежеланием снижать экспортный потенциал своей продукции.

Такие крупные игроки мясного рынка, как Бразилия, Австралия, Аргентина и Уругвай на данный момент также не регулируют применение ветеринарных препаратов и антибиотиков. Но здесь основная причина кроется в том, что практически весь скот в этих странах выращивается на натуральном или подножном корме, что также не мешает им использовать ветеринарные препараты при выращивании скота.

То есть лишь ряд крупных зарубежных производителей мяса отказались от антибиотиков, как стимуляторов роста, а используют их под строгим контролем только для лечения животных.

Считается, что применение антибиотиков для лечения животных не способно причинить вреда человеку, так как препараты выводятся из организма животного в результате «предубойной выдержки», которая длится в течение двух недель.

А что же в России?

К сожалению, российское регулирование данной проблематики в части нормативов, методического обеспечения, мониторинга несколько отстает от европейских аналогов. И это вызывает серьезную обеспокоенность в профессиональном сообществе.

В 2011 году был принят технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»), который запрещает содержание антибиотиков в пищевой продукции. Однако отсутствует документ, который бы на законодательном уровне закреплял детальные формы, методы и инструменты контроля.

Кто и как контролирует производителей?

Производитель сам должен уведомлять контрольные органы о применяемых препаратах. Но мониторинг лекарственных ветсредств и кормов развит плохо, что создает предпосылки для недобросовестной конкуренции среди производителей.

Некоторые сознательно или неосознанно (через непроверенные корма), могут допустить попадание на стол мясной продукции с остаточным содержанием антибиотиков.

Контрольные функции осуществляются, однако требуют дальнейшего совершенствования. Необходимо дополнительно регулировать законодательство в данной сфере: ведь если не принять должных мер, мы рискуем получить целые поколения людей, невосприимчивых к широкому ряду антимикробных препаратов!

Мониторинг использования антибиотиков в мясной промышленности

Сейчас идет активное реформирование системы контрольно-надзорных и разрешительных функций в области ветеринарии, частью которой и является дальнейшее развития законодательной базы.

  • Важно нормативно закрепить введение национальной системы мониторинга, производственного контроля, проведение государственной ветеринарной службой обязательных исследований мяса и субпродуктов на остаточные количества антибиотиков.

Такая система мониторинга вместе с усиленным контролем над оборотом ветеринарных препаратов и кормов животных — способна комплексно защитить население нашей страны от появления на столе недоброкачественной продукции.

  • Также необходимо развивать сеть лабораторий, контролирующих качество мясной продукции, совершенствовать методы выявления антимикробных препаратов, ведь только передовые лаборатории способны отследить достаточно широкий спектр применяемых препаратов.

Так, например, уже сейчас разработан скрининговый метод, который дешев в использовании и позволяет проверить буквально каждую тушу, однако системы применения его в промышленных масштабах, к сожалению нет.

Гордеев Дмитрий Анатольевичпредставитель ВНИИМП им. В.М. Горбатова