Гость «Эксперта. Центр аналитики» — Светлана Щепеткина, кандидат ветеринарных наук, руководитель научного консультационного центра по разработке и трансферу системных технологий в ветеринарии и сельском хозяйстве ФГБОУ ВО СПбГУВМ, член экспертного совета по реализации механизма «регуляторной гильотины» рабочей группы «Животноводство и растениеводство», председатель научно-исследовательского центра Санкт-Петербургского союза ученых «Социальное значение ветеринарной медицины». Автор более 90 статей, 3 патентов и 5 книг.

«Эксперт СЗ»: На сегодня есть законопроекты по тематике разведения птицы, в том числе проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу предупреждения распространения антимикробной резистентности в Российской Федерации и изготовления кормов с добавлением лекарственных препаратов для ветеринарного применения». Как вы оцениваете законопроект, как идет разработка, почему он до сих пор не принят, какие перспективы есть?

Светлана Щепеткина: К сожалению, этот законопроект не имеет никакого отношения ни к тематике разведения птицы, ни к вопросу предупреждения распространения антимикробной резистентности в Российской Федерации.

Данный законопроект уже был на рассмотрении в начале 2020 года и получил резко негативную оценку профессионального сообщества. Стоит ли говорить, что с профильным сообществом план мероприятий по реализации Стратегии предупреждения антимикробной резистентности даже не обсуждался… Законопроектом предусмотрено внесение изменений в федеральные законы Российской Федерации «О ветеринарии» и «Об обращении лекарственных средств», а именно:

  1. Вопреки всем профессиональным стандартам вместо ветеринарных врачей антибиотики будут назначаться специалистом в области ветеринарии (Вы бы хотели, чтобы вас лечил делал операцию на сердце и выписывал лекарства не терапевт, а «специалист в области медицины», то есть медсестра?);
  2. Назначать антибиотики можно будет только в лечебных целях и только в следующих случаях:
    • Животному с клиническими признаками болезни после постановки диагноза. Первое противоречие с предыдущим пунктом, потому что диагноз может установить только ветеринарный врач.
    • Животному с подтвержденным лабораторными исследованиями диагнозом при отсутствии клинических признаков болезни (даже эксперты, погруженные в тему, не понимают, что здесь имеется ввиду);
    • Группе животных, контактирующих с животными, имеющими клинические признаки болезни или группе животных, контактирующих с животными, не имеющими клинические признаки болезни, но с подтвержденным лабораторными исследованиями диагнозом, в случае если такие животные содержатся групповым способом с такими животными (этакие нормативные коллизии со стороны государства).
    • И последний вариант, когда можно назначать антибиотики, это животному после хирургического вмешательства (при необходимости). Получается, что ветеринар на основании этого документа должен забыть о том, что антибиотики могут назначаться и до, и во время операции, как и про все другие показания к применению.
  3. Если же препарат оказался неэффективным, то «специалист в области ветеринарии» назначит иной противомикробный препарат. Про определение чувствительности микроорганизмов к антибиотикам в законе не указано вовсе. Зато этот пункт — в дополнение к вышеперечисленным, указанным слово в слово — есть в другом, еще находящемся на публичном обсуждении — законопроекте приказа Минсельхоза «Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов для ветеринарного применения, формы рецептурных бланков на лекарственные препараты для ветеринарного применения, порядка оформления указанных рецептурных бланков, их учета и хранения». Никогда бы не подумала, что одни и те же — при этом абсурдные — нормы можно указывать в разных нормативно-правовых актах. То, что в стране нет нормативной документации, разрешающей выдавать результаты менее чем за 7 дней и что в лабораториях чувствительность определяют за 14-21 и более дней — ведь главное, указать в законе то, что выполнить невозможно.
  4. Если же вы вдруг захотели применять антимикробные препараты не в лечебных целях и не в указанных выше случаях, то законом это вовсе запрещается.

Законопроект предоставляет Россельхознадзору монопольное право на формирование перечней противомикробных препаратов, разрешенных для применения в ветеринарии. Вводит рецептурный отпуск антимикробных препаратов для всех категорий хозяйствующих субъектов, в то время как рецепты должны выписывать только фермерам и владельцам животных, не имеющим ветеринарного образования.

Учет противомикробных препаратов будет осуществляться в Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии путем регистрации операций, связанных с их продаже или передачей, назначением, отпуском и применением. В «человеческих» аптеках уже ввели такую систему, но сразу отменили по причине возникновения дефицита лекарств. С учетом актуальном ситуации с массовыми болезнями животных, особенностей регуляторики и утверждаемым несмотря ни на все ветеринарным правилам, дефицит антибиотиков в ветеринарии и сельском хозяйстве уже не за горами. Удорожание будет точно, ведь для внесения в ВетИс требуется маркировка.

Вопрос регулирования изготовления кормов с добавлением лекарственных препаратов для ветеринарного применения также тщательно проработан регулятором. Следует отметить, что применение лекарственных препаратов с кормом является одним из способов группового применения и лечения животных и птиц наряду с выпойкой (введением в воду) и аэрозольным распылением. Изготовление кормов с добавлением лекарственных препаратов для ветеринарного применения осуществляется во всех организациях, занимающихся разведением, выращиванием и содержанием животных. Лекарственные средства могут добавляться в корм как при промышленном изготовлении на комбикормовых заводах, так и непосредственно на сельскохозяйственных предприятиях путем смешивания на специальном оборудовании либо вручную. Таким образом, введение данного пункта имеет целью заставить все организации, осуществляющие изготовление кормов с лекарственными средствами (а это все организации, занимающиеся осуществлением разведение, выращивание и содержание животных»), получать лицензии на фармацевтическую деятельность. Лицензирование фармацевтической деятельности осуществляет Россельхознадзор. Для получения лицензии организации необходимо выполнить ряд регламентирующих требований. Например, получить санитарно-эпидемиологическое заключение, пройти обследование Россельхознадзором. Размер платы для получения лицензии составляет 7 500 рублей.

Кроме коррупционной составляющей у меня не предположений, зачем порядок назначения и применения антибиотиков выносить на уровень правительства страны.

По сути, принятие законопроекта приведет к бессистемному применению противомикробных препаратов домашним и сельскохозяйственным животным и усугублению проблемы антимикробной резистентности, невозможности проведения лечения противомикробными препаратами за исключением установленным законом случаев, вызовет массовые болезни и гибель животных вследствие невозможности оказания адекватной ветеринарной помощи. Закон абсурден по своей сути, смысла в его принятии нет никакого. Я выступила и буду выступать против его принятия.

Источник: https://expertnw.com