Выдержки из интервью Руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта агентству RSN
17 апреля 2017г
Российские продукты более качественные и безопасные?
Любые продукты: и наши, и белорусские могут быть как высокого уровня безопасности, так и невысокого. Все зависит от того, кто проверял и каким образом можно посмотреть лабораторный мониторинг. По белорусской продукции инспекторы поехали, они посмотрят внутренний мониторинг всех предприятий, которые закрывались. Как правило, белорусский мониторинг показывал, что ничего не находили. Сделали сто экспертиз — ноль обнаружений. Для нас это говорит о том, что лабораторные исследования были проведены формально.
Сказать однозначно никогда нельзя. В результате мониторинга можно сказать, в каких регионах более тщательно проверяется продукция, а это сделать возможно только на одном основании ― это прозрачность работы ветеринарной службы субъектов. Войдите на сайты ветеринарных служб субъектов — прозрачности нет там. Они не показывают, куда они ходят, какие принимают решения. У нас есть система Цербер, которая в онлайн режиме показывает, куда наш инспектор идет и что он делает. В ней можно проследить все действия сотрудников Россельхознадзора. В региональной субъектовой ветеринарной службе, которая подчиняется региональной администрации, ничего подобного нет. Они полностью закрыты — бумажку написал, взял порвал, исправил, внес изменения или вообще потерял.
Ветеринарии в субъектах необходимо понять, что им нужно открыться. Пока наши данные говорят, что ситуация в регионах не улучшается. Наш бизнес, в том числе крупный, начинает применять больше антибиотиков, начинает работать с различными видами стимулирующих веществ разрешенных — пока запрещенные не попадали. Но тем не менее это все говорит о том, что в современной технологии мы идем не тем путем, которым шли раньше. Мы переняли американско-европейский путь. Думаю, что это не совсем правильно. Нужно брать национальный бренд: качество и безопасность российской продукции гарантировано. Вопросы безопасности сегодня, так же как и вопросы качества, должны быть национальной идеей. У нас есть все основания иметь высокий уровень безопасности и высокий уровень качества. Слоганом наших ветеринарных служб всех субъектов должно быть — «президентский выбор».
Как продовольственная изоляция России отразилась на качестве продуктов? Откуда берется информация о массовой фальсификации продуктов? Это слух, или проблема действительно остро стоит?
Для всего, что сегодня происходит, нужно искать причины. Причин несколько: первая ― желание больше заработать. Оно всегда было, особенно в России. Когда контролируют слабо, то тем более можно заработать. Судя по тем цифрам, которые Роспотребнадзор дает, у нас все благополучно. Наши цифры отличаются от этого.
Мы пошли концептуально. Во-первых, мы в комиссии по незаконному обороту фальсифицированной продукции, которую возглавляет Мантуров (министр промышленности и торговли России. — RNS), попросили сделать в каждом регионе совместный (мониторинг. — RNS), чтобы вопрос фальсификации мясной, молочной, рыбной продукции обсудили на комиссиях. Второе, чтобы комиссионные отборы проб делали в разных лабораториях, не только Россельхознадзора или Роспотребнадзора.
Я думаю, что настало время, когда контроль качества продукции нужно соединить с контролем безопасности, и не нужно для этого наделять Россельхознадзор новыми полномочиями. Пожалуйста, опустите все это вниз, в субъекты ― пусть субъект сам отвечает, а мы будем за этим следить. Первый, кто должен быть заинтересован в обеспечении качества производимой продукции, ― это губернатор, который ответственен за те товары, что закупаются для социальных учреждений, в том числе, детских, дошкольных. Я думаю, что это будет более эффективно, потому что каждый губернатор будет знать, что происходит в регионе. Сегодня он говорит: «А я не знаю, что там масло закупили, это Роспотребнадзор отвечает за безопасность». А мэр говорит, что мы разработали такие условия, что кто дешевле продает, тот лучше. Я считаю, что эти конкурсные вещи приводят к плачевным последствиям. Изначально министерство экономического развития не учло, что конкурсы дают отрицательный результат, и не может выигрывать тот, кто делает самый дешевый продукт, так как он может это сделать за счет снижения качества. К сожалению, получается так, что губернаторы с себя ответственность полностью отвели. Это искажает рынок и искажает производство. Условно, берем Тульскую область ― там выпускается качественная продукция, а я везу из другой области некачественную, фальсифицированную и сбиваю весь рынок. У меня все покупают, я выигрываю конкурсы. Через какое-то время меня начинают уголовно преследовать, но рынок-то сбит.
Полный текст: Агентство RSN