Британские ученые Имперского колледжа в Лондоне выяснили, как бактерии блокируют антибиотики. Они провели новое исследование по изучению бактерии клебсиелла (Klebsiella), которая вызывает тяжелые инфекции дыхательных путей, печени и другие. За последние пять лет клебсиелла стала особенно устойчива к антибиотикам даже широкого спектра действия, поэтому британские ученые сконцентрировалась на ее защитных механизмах. Наблюдения обнаружили путь, который защищал клебсиеллу от антибиотиков группы карбепенемов, которые считаются последней линией защиты. Британские ученые сравнивали структуру обычных бактерией и сформировавших резистентность к препаратам и обнаружили, что последние имеют модифицированные или отсутствующие версии белка, который создает поры на клеточной стенке бактерий. Именно через эти поры, как через двери, антибиотики проникают внутрь, поражая патоген.

Структура белка, ответственного за формирование устойчивости и закрывающего поры, через которые проникают антибиотики, представлена на фото выше.

Британские ученые показали, что у устойчивых бактерий поры, блокирующие попадание лекарства, были значительно меньше. Именно эта особенность и станет новой мишенью в разработке новых лекарств.

«Мы надеемся, что сможем разработать лекарства, взламывающие эти защитные барьеры бактерий», — заявил автор исследования ученый Гэд Франкель.

Благодаря новому исследованию врачи создали препарат, призванный «открывать двери» в клетках. По достижении намеченного, бактерии не получат питания и начнут погибать. Сейчас проходит стадия разработки лекарства и проверок в лаборатории. Если врачам удастся достичь цели, то появятся таблетки от болезней желудка и лёгких, к которым не адаптируются микроорганизмы. Новый препарат увеличит процент излечиваемости и ускорит процесс борьбы с инфекциями.

Устойчивость к антибиотикам считается главной глобальной угрозой для общественного здравоохранения, вызывая сотни тысяч смертельных случаев ежегодно. Как правило, врачи прописывают антибиотики широкого или узкого спектров действия против микроорганизмов. И пока ученые не нашли решения проблемы, они призывают снизить бесконтрольный прием антибактериальных препаратов для лечения болезней.

После приема антибиотиков микрофлора кишечника восстанавливается минимум полгода, показали исследования. А долгий прием препаратов значительно повышает риск инсульта и инфаркта.

Источник: http://www.imperial.ac.uk