МОСКВА, 25 янв — РИА Новости. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о правовых основах регулирования производства органической продукции, соответствующее распоряжение опубликовано на сайте кабмина.
Органическая продукция — биопродукты, производимые без использования пестицидов, синтетических минеральных удобрений, регуляторов роста, искусственных пищевых добавок, а также генетически-модифицированных продуктов. Как отмечает кабмин, на сегодняшний день рынок органической продукции в России функционирует стихийно, ее производство требует отдельного законодательного регулирования, поскольку технологии, применяемые в ее производстве, существенно отличаются от технологий в традиционном сельском хозяйстве.
«Цель законопроекта – установление правовых основ регулирования отношений в области производства органической продукции. Законопроектом предусматривается регулирование в части производимой продукции растительного, животного, микробного происхождения, а также аквакультуры в натуральном, обработанном или переработанном виде, употребляемой человеком в пищу, используемой в качестве корма для животных, посадочного и посевного материала», — говорится в справке к документу.
Документ, в частности, вводит понятия «органическая продукция», «производство органической продукции» и «производители органической продукции». Кроме того, определены принципы производства органической продукции, полномочия в области производства такой продукции.
Проект также предусматривает создание реестра производителей органической продукции и добровольное подтверждение соответствия производства органической продукции документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации. Законопроектом определяются требования к использованию графического изображения (знака) органической продукции.
«В результате принятия законопроекта будут созданы правовые условия для развития органического сельского хозяйства в России», — отмечает кабмин.
Законопроект об органическом сельском хозяйстве. Внесен в Государственную Думу 24 января 2018 года
Статья 3. Принципы производства органической продукции
производства продукции, не являющейся органической;
антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных
препаратов;
трансгенных организмов, а также продукции, содержащей генно-
инженерно-модифицированные и трансгенные организмы;
их корни находятся в минеральном питательном растворе
или инертном субстрате, в который добавляют минеральный питательный
раствор;
органической продукции;
вредными организмами растениям или продукции растительного
происхождения, которые основаны на защите энтомофагов, выборе
соответствующих видов и сортов растений, подборе соответствующего
севооборота, оптимальных методов возделывания растений
и термических методов обработки органической продукции;
7) выбор пород или видов животных с учетом их способности
приспосабливаться к местным условиям, жизнеспособности
и устойчивости к болезням;
клонирования и методов генной инженерии;
свойства, утерянные в процессе переработки и хранения органической
продукции;
минимальное негативное воздействие на органическую продукцию
и окружающую среду.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О производстве органической продукции»
Проект федерального закона «О производстве органической продукции»
разработан в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации
от 13 мая 2017 г. № Пр-937, от 22 июня 2016 г. №Пр-1178 и Комплексом
мероприятий по созданию условий для устойчивого развития органического
сельского хозяйства в целях обеспечения внутреннего рынка отечественными
экологически чистыми продуктами питания, утвержденным Заместителем
Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Дворковичем
19 января 2017 г. (№ 227п-П11).
В настоящее время органическое сельское хозяйство — мировой тренд,
практикуемый в 172 странах мира. Лидерами по производству органической
продукции являются Западная Европа и Северная Америка, а основными
потребителями — США, Германия, Великобритания, Франция и другие страны
Европейского союза.
По данным Международной федерации экологического земледелия
на 2015 год, в мире суммарно под органическое сельское хозяйство было
задействовано 43 млн. га земель сельскохозяйственного назначения,
в то время как в России имеется 28 млн. га неиспользуемых земель
сельскохозяйственного назначения. Эти земли не требуют проведения
конверсии и в любой момент могут быть введены в оборот в целях их
использования для ведения органического сельского хозяйства. По экспертным
оценкам, в настоящее время в России насчитывается более 70 некоммерческих
организаций, объединяющих более 10 тысяч сельхозпроизводителей,
и 20% фермеров (около 30 тысяч), позиционирующих себя в качестве
производителей органической продукции. Обладая уникальными природными
ресурсами (20% запасов пресной воды, 9% пахотных земель планеты,
58% мировых запасов чернозема) и развивая органическое сельское хозяйство,
Россия может занять от 10% до 25% мирового рынка органической продукции.
Производство органической продукции (экологически чистой) требует
отдельного законодательного регулирования, поскольку технологии,
применяемые в ее производстве, существенно отличаются от технологий,
применяемых в традиционном сельском хозяйстве. В частности, при ведении
органического сельского хозяйства ограничивается применение
агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста, откорма
животных, гормональных препаратов, генно-модифицированных организмов
И т.д.
На сегодняшний день рынок органической продукции в России
функционирует стихийно. Единственным нормативным правовым актом в
сфере производства органической продукции является ведомственный
нормативный правовой акт Минздрава России — Санитарные правила,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 14 ноября 2001 г. № 36, в которые в 2008 году
включен раздел «Санитарно-эпидемиологические требования к органическим
продуктам».
Иные законодательно закрепленные механизмы регулирования
процессов производства органической продукции, а также системы контроля ее
соответствия установленным требованиям в России отсутствуют. До сих пор
законодательно не определено, какую продукцию можно считать органической
продукцией.
82 страны имеют собственные законы в данной сфере, а в Европе, США,
Японии, Индии, Канаде и Китае существуют развитые системы регулирования
органического сельского хозяйства. Среди стран Содружества Независимых
Государств (далее — СНГ) законы по органическому сельскому хозяйству
приняты в Казахстане, Молдове, Грузии, Армении.
Отсутствие в Российской Федерации нормативного правового
регулирования в области органического сельского хозяйства не позволяет
России выступать полноценным участником на международном рынке
органической продукции, а внутри страны создает возможность
недобросовестным товаропроизводителям безосновательно маркировать свою
продукцию как «органическая», «экологическая», «биологическая» и вводить
потребителей в заблуждение.
На решение вышеперечисленных проблем направлен проект
федерального закона «О производстве органической продукции»
(далее — законопроект).
Законопроект разработан с учетом положений, предусмотренных
модельным законом «Об экологическом агропроизводстве», принятым
Межпарламентской ассамблеей СНГ (постановление от 18 апреля 2014 г.
№ 40-8). Законопроект устанавливает правовые основы регулирования
отношений в области производства органической продукции, формулирует
основные понятия, касающиеся органической продукции, определяет
полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления Российской Федерации, предусматривает ведение единого
государственного реестра производителей органической продукции
(далее — Реестр), добровольное подтверждение соответствия производства
органической продукции, осуществление государственной поддержки
производителей органической продукции, их информационное и методическое
обеспечение.
Предметом правового регулирования законопроекта является
установление правовых основ регулирования отношений в области
производства органической продукции, использования графического
изображения (знака) органической продукции.
Законопроект регулирует отношения только в части производимой
продукции растительного, животного, микробного происхождения, а также
аквакультуры в натуральном, обработанном или переработанном виде,
употребляемой человеком в пишу, используемой в качестве корма для
животных, посадочного и посевного материала. На продукцию, которая не
является производимой (например, продукция охоты и рыболовства,
продукция, полученная в результате сбора и (или) переработки дикорастущих
растений, плодов, ягод и грибов), нормы законопроекта не распространяются в
связи с невозможностью в полной мере проконтролировать всю цепочку этой
продукции.
В законопроекте под органической продукцией предлагается понимать
продукцию растительного, животного, микробного происхождения, а также
аквакультуры в натуральном, обработанном или переработанном виде,
употребляемой человеком в пищу, используемую в качестве корма для
животных, посадочного и посевного материала, произведенную в соответствии
с принципами производства органической продукции.
Вопросы, касающиеся применения правил производства органической
продукции, отнесены законопроектом к сфере регулирования национальных
стандартов. Сегодня уже разработаны и утверждены национальные стандарты
Российской Федерации ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические.
Термины и определения», ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического
производства. Правила производства, хранения, транспортирования»,
ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок
проведения добровольной сертификации органического производства»,
с 1 января 2018 г. введен в действие Межгосударственный стандарт
ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила
производства, переработки, маркировки и реализации. NEQ CAC/GL 32-1999″,
принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и
сертификации (ЕАСС).
В соответствии с положениями стандарта Комиссии Кодекс
Алиментариус «Руководящие положения по производству,
переработке, маркировке и сбыту органических пищевых продуктов
(GL 32-1999, REV. 1-2001)», которые лежат в основе национальных
законодательств стран — производителей органических продуктов, «требования
к органическим пищевым продуктам отличаются от требований,
предъявляемых к другим сельскохозяйственным продуктам, по той причине,
что процедуры производства таких продуктов являются определяющим
элементом их идентификации и маркировки, а также содержания информации,
которая используется для их описания».
В частности, методы производства органической продукции определены
Регламентом Европейского союза № 834/2007 «О производстве и маркировке
органической продукции и отмене Регламента (ЕЭС) № 2092/91″. Статьей 2
данного Регламента установлено, что органической называют продукцию,
поступившую из или относящуюся к органическому производству.
Законопроект предусматривает добровольное подтверждение
соответствия производства органической продукции. Развитие добровольных
систем сертификации должно сделать более цивилизованными отношения
между участниками аграрного рынка в России, повысить уровень реализации
на российском рынке продукции различного назначения, вытеснить с рынка
недобросовестных производителей и в итоге повысить уровень
конкурентоспособности отечественной продукции за счет повышения ее
качества и подходов к оценке ее производства, общих со странами
Европейского союза.
Законопроект предусматривает создание Реестра, ведение которого
позволит сформировать перечень сведений о производителях органической
продукции и видах производимой ими органической продукции.
Информация, содержащаяся в Реестре, необходима для реализации
полномочий, возложенных законопроектом на органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления по
созданию условий для развития производства органической продукции,
расширению рынка органической продукции, содействию развитию малого и
среднего предпринимательства в области производства органической
продукции. Кроме того, указанная информация необходима органам
государственного контроля (надзора), осуществляющим защиту прав
потребителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 5 мая 2016 г. № 392 «О приоритетных направлениях использования и
развития информационно-коммуникационных технологий в федеральных
органах исполнительной власти и органах управления государственными
внебюджетными фондами и о внесении изменений в некоторые акты
Правительства Российской Федерации» утвержден перечень приоритетных
направлений использования и развития информационно-коммуникационных
технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Одним из приоритетных направлений является повышение качества и
обеспечение доступности государственных информационных ресурсов, в том
числе в форме открытых данных.
В связи с этим законопроектом предусмотрено, что информация,
содержащаяся в Реестре, является общедоступной и публикуется на
официальном сайте федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного Правительством Российской Федерации в области
производства органической продукции.
По запросу любого заинтересованного лица информация о наличии или
отсутствии сведений в Реестре будет бесплатно предоставляться указанным
федеральным органом исполнительной власти.
Создание и ведение Реестра не потребует дополнительных расходов
федерального бюджета, поскольку будет осуществляться в пределах
бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу
исполнительной власти в рамках реализации основного мероприятия по
совершенствованию государственных информационных ресурсов в сферах
обеспечения продовольственной безопасности и управления
агропромышленным комплексом Государственной программы развития
сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы, утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г.
№ 717 (далее — Государственная программа).
Законопроектом предусмотрена разработка федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской
Федерации в области производства органической продукции, проекта приказа,
которым будет установлен порядок ведения Реестра, в том числе порядок
предоставления сведений органами по сертификации, а также порядок
предоставления информации о наличии или отсутствии сведений,
содержащихся в Реестре.
Введение в действие Реестра потребует внесения соответствующих
изменений в федеральные государственные информационные системы в
области сельского хозяйства. Возможность формирования в электронном виде
Реестра планируется реализовать путем развития автоматизированной
информационной системы реестров, регистров и нормативно-справочной
информации Минсельхоза России. Реализация данных мероприятий будет
осуществлена в соответствии с требованиями к порядку создания, развития,
ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации
государственных информационных систем и дальнейшего хранения
содержащейся в их базах данных информации, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г.
№ 676, в несколько этапов в течение двух лет, в связи с чем статьей 13
законопроекта установлено, что статьи 9 и 11 законопроекта вступают в силу
по истечении 24 месяцев со дня его официального опубликования.
Для выполнения указанных работ в установленные сроки потребуется
увеличение финансирования по основному мероприятию «Совершенствование
государственных информационных ресурсов в сферах обеспечения
продовольственной безопасности и управления агропромышленным
комплексом» подпрограммы «Управление реализацией Государственной
программы» путем перераспределения бюджетных ассигнований с
мероприятия «Реализация Федеральной научно-технической программы
развития сельского хозяйства» подпрограммы «Научно-техническое
обеспечение развития отраслей агропромышленного комплекса»
Государственной программы на сумму 24 100 тыс. рублей в 2018 году.
Законопроектом также устанавливаются требования к использованию
производителями органической продукции графического изображения (знака)
органической продукции.
Так, графическое изображение (знак) органической продукции можно
использовать только после получения сертификата соответствия,
удостоверяющего, что производство продукции является органическим.
Использование производителями продукции графического изображения
(знака) органической продукции при отсутствии такого сертификата
соответствия позволит привлекать их к административной ответственности за
введение потребителей в заблуждение.
Законопроект соответствует положениям договора о Евразийском
экономическом союзе и иным международным договорам Российской
Федерации.
В результате принятия законопроекта будут созданы условия для
развития органического земледелия и фермерства в России. У российских
сельскохозяйственных товаропроизводителей появится возможность не только
обеспечивать экологически чистой продукцией граждан России, но и
поставлять ее в больших объемах на внешние рынки, эффективно конкурируя с
иностранными производителями.
Имея огромный потенциал, постоянно растущий спрос на органическую
продукцию и заняв соответствующее своим возможностям место в мировом
производстве органической продукции, Россия может получить
дополнительный рынок сбыта и кратно увеличить свою долю в мировом
производстве органической продукции.
Реализация законопроекта будет осуществляться федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
агропромышленного комплекса, а также заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством
Российской Федерации предельной численности их работников и бюджетных
ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и
управление в сфере установленных функций.
Источник: РИА Новости https://ria.ru/economy/20180125/1513283477.html