Медики и ученые по всему миру призывают отказаться от необоснованного употребления антибиотиков. В феврале 2017 года ВОЗ опубликовала список из 12 бактерий, обладающих высокой резистентностью к антибиотикам. В 2017 году ученые из Санкт-Петербурга обнаружили 3 опасных бактерии из списка ВОЗ в 15 российских городах, включая Москву и Санкт-Петербург. В апреле 2017 года Россия выделила 3,3 миллиона долларов США на поддержку работы ФАО по борьбе с противомикробной резистентностью. Сельхозпроизводители продолжают бесконтрольно применять антибиотики в животноводстве и растениеводсте, не подозревая, что первые мишени резистентности многих инфекций – они сами и их семьи. Альтернативы антибиотиков пока в андеграунде сельского хозяйства.

По данным Роспотребнадзора, около 50% антибиотиков, производимых в мире, используются в сельском хозяйстве. При этом большая часть используется в качестве превентивных мер защиты от болезней, в профилактических целях. Попадая в организм человека через продукты и окружающую среду в небольших количествах, антибиотики запускают механизм привыкания к ним и когда они действительно необходимы для лечения болезней, антибиотики перестают действовать.

Люди каждый день употребляют антибиотики вместе с едой, совершенно об этом не подозревая. Это называется «пассивное употребление». Сергей Яковлев, профессор кафедры госпитальной терапии академии имени Сеченова:

«В растениеводстве и животноводстве применяются те же самые антибиотики, что и для лечения людей. Микробы становятся устойчивыми. Проблема антибиотикорезистентности принимает глобальный характер. В наших больницах появились микробы, которые устойчивы абсолютно ко всем антибиотикам».

Глава Роспотребнадзора Анна Повова отмечает, что проблема применения антибиотиков стоит очень остро. «Мы видим значительное количество заболеваний людей пневмониями, отитами, ларингитами, которые не сразу удается вылечить с помощью привычных нам антибиотиков».

Наиболее часто употребляемым в сельском хозяйстве антибиотиком тетрациклином, например, лечат такие заболевания как пневмония, менингит, ангина,  острый бронхит, дизентерию, сифилис, сальмонеллез, брюшной тиф, серьезные воспалительные заболевания сердца — эндокардит, миокардит и др. жизнеугрожающие заболевания. По данным НТЦ «Агробиотехнология», фермеры на российских полях также применяют Стрептомицин, Трихопол и Метронидазол (аналог Трихопола) в основном на томатах против бактериозов, и на огурцах. Людей вышеназванными антибиотиками лечат от туберкулеза, хронической сердечной и почечной недостаточности, инфекций костей, суставов и мягких тканей, менингита, абсцесса мозга, бактериального эндокардита, пневмонии, абсцесса легких, сепсиса. Питаясь постоянно такими овощами, человек рискует потом, в случае заболевания, не вылечиться. И эти аргументы, к сожалению, не действуют на фермеров.

В 2011 году ВОЗ провозгласила темой всемирного дня здоровья устойчивость к лекарствам, отмечая, что «лекарства становятся бесполезными значительно быстрее, чем создаются лекарства-заменители». Человечеству грозит пост-антибиотическая эпоха, в которой многие распространенные инфекционные заболевания лечить будет нечем, и они вновь станут уносить множество человеческих жизней.

«Помимо возрождения смертоносных инфекций под угрозу будут поставлены многие другие меры спасения и продления человеческих жизней, например лечение рака, сложные хирургические операции и трансплантация органов. Сегодня, когда больницы стали рассадниками высокорезистентных патогенных микроорганизмов, такие методы лечения становятся опасными», — говорится в сообщении ВОЗ.

По прогнозу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) к 2050 году ежегодная смертность из-за антибиотикорезистентности составит в Азиатском регионе — 4 730 тыс. человек, Африке — 4 150 тыс. человек, Европе — 390 тыс. человек, Южной Америке — 392 тыс. человек, Северной Америке — 312 тыс. человек, а суммарные потери ВВП — 8 %, или около $100 трлн. Кстати, сам термин «антибиотик» означает “противоположное жизни” (анти – против, био – жизнь).

Несмотря на всемирную озабоченность по поводу чрезмерного использования антибиотиков, их применение в сельском хозяйстве к 2030 году увеличится на две трети: с 63200 тонн в 2010 году до 105600 тонн в 2030 году. Виной тому прибыли фармацевтических компаний и их мощное лобби.

Антибиотики используются в животноводстве для лечения, в качестве стимуляторов роста, в кормовых добавках. В растениеводстве и садоводстве для подавления возбудителей заболеваний, профилактики, для увеличения срока хранения готовой продукции, для стимуляции роста. Кроме того, антибиотики употребляются для консервирования продуктов.

На сегодняшний день не существует эффективных мер контроля пищевых продуктов за содержанием всех используемых антибиотиков. Всего известно несколько тысяч разнообразных натуральных и синтетических веществ, применяемых в качестве антибиотиков, при этом в России мониторят только несколько видов антибиотиков. По данным Роспотребнадзора, удельный вес положительных проб антибиотиков в продуктах составляет 0,5%. Наибольшие показатели антибиотиков отмечаются в молоке и молочных продуктах, т.е. в тех продуктах, которые обязательны в рационе детей, причем в больших количествах.

Ответственность за сокращение или полное прекращение использования антибиотиков в сельском хозяйстве полностью лежит на сельхозпроизводителях. Парадокс заключается в том, что именно они и их семьи являются первыми мишенями.

«Когда мы пытаемся объяснить сельхозпроизводителям, что нельзя обрабатывать овощи лекарствами, которыми вы лечитесь, они, к сожалению, не воспринимают это всерьез. Говорят, что уже много лет обрабатывают и до сих пор живы. Но ведь речь не идет о немедленном эффекте. Антибиотики – это дополнительный риск для жизни и здоровья, который можно избежать, заменив антибиотики на биопрепараты на основе живых клеток бактерий и грибов, подавляющих широкий спектр возбудителей заболеваний растений»,- говорит Денис Морозов, директор НИЦ «Агробиотехнология».

История постепенного отказа от антибиотиков началась еще в прошлом веке. В 1983 году в Восточной Германии окситетрациклин был заменён в качестве пищевой добавки на стрептотрицин, антибиотик стрептотрициновой группы. Этот антибиотик использовался на территории всей страны только в животноводстве. В 1983 году устойчивость к нему была незначительной. Двумя годами позже устойчивые бактерии появились в кишечнике свиней и в мясных продуктах. В 1990 годах устойчивые бактерии к стрептотрицину были выявлены в кишечнике фермеров-свиноводов, членов их семей, граждан из муниципальных областей и пациентов с инфекциями мочеполовой системы. В 1987 году была зарегистрирована устойчивость у других патогенных микроорганизмов, включая Shigella, микроорганизм, который распространён только у человека.

Несмотря на столь значительную угрозу, инерция принятия решений о снижении употребления антибиотиков в сельском хозяйстве очень велика. Еще в 1969 году Сван (Swan) комитет Великобритании сделал вывод о том, что не следует использовать антибиотики в качестве ростовых веществ в животноводстве, если они применяются при этом и в химиотерапии человека. Критерии для законодательства в странах Европейского Сообщества, соответствующие этой рекомендации, были опубликованы 10 лет спустя. Однако эти критерии были применены только к новым веществам, которые только вводили в практику к моменту принятия рекомендаций, но не к «старым», которые находились к тому времени в длительном использовании. В 1971 году Британия запретила использовать в сельском хозяйстве некоторые антибиотики для ускорения роста животных. Дания постепенно отказалась от стимуляторов роста. Швеция ввела запрет на использование антибиотиков в качестве кормовых добавок с 1986 года. К 2006 году весь Евросоюз отказался от использования антибиотиков для ускорения роста.

Каждый год европейские страны снижают количество антибиотиков для использования в различных областях сельского хозяйства, но этих мер явно недостаточно, ведь они поддерживаются не всеми странами. Например, в США до сих пор нет государственной политики по отказу от антибиотиков. Стратегия снижения использования антибиотиков в медицине и сельском хозяйстве только начала разрабатываться в России. Тем временем, ежегодно из-за резистентности к антибиотикам в мире продолжает умирать 700 тысяч человек.

В решении проблем резистентности к антибиотикам еще слишком много пробелов, предлагаемые меры зачастую не охватывает весь комплекс задач. Инновационные разработки альтернативных средств и препаратов хоть и происходят, но требуют слишком больших инвестиций, многолетних клинических испытаний, что не гарантирует доведения их до конца. В положительном варианте цикл от открытия до регистрации и внедрения может затягиваться на десятилетия.

К сожалению, сельхозпроизводители не несут ответственности за бесконтрольное использование антибиотиков. Нет системы оценки необходимости применения антибиотиков ни в животноводстве, ни в растениеводстве, нет контроля за принятием решений ветеринаров и агрономов. На сегодняшний день плохо изучены механизмы разложения антибиотиков в природной среде. Опытным путем установлено, что на многие антибиотики не действуют такие меры как кипячение, обмывание водой продуктов.

В последнее время в мире активно разрабатываются альтернативные методы антибактериальной терапии с использованием бактериофагов — вирусов, уничтожающих бактерии или препаратов, не убивающих микробы, а блокирующих их патогенные свойства, препятствуя тем самым развитию инфекции.

В Союзе органического земледелия отмечают, что использование антибиотиков запрещено в органическом сельском хозяйстве в соответствии с Национальным стандартом  ГОСТ Р 56508–2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования». Проблемы заболеваемости решают профилактическими мерами, особыми способами ведения хозяйства и условиями содержания животных.

Возможно отказаться или снизить количество антибиотиков и в интенсивном сельском хозяйстве. Широкое распространение получают биологические средства защиты растений и стимуляции роста, основанные на природных антибиотиках. Такие средства в некоторых случаях дают больший эффект, чем синтезированные антибиотики. Очевидно, что биологизация земледелия в части снижения использования антибиотиков сегодня совершенно необходима. Введение в сельскохозяйственную практику биопрепаратов позволит уменьшить пассивный прием антибиотиков, не применять их без надобности. Но пока это лишь частные инициативы, лишенные государственной поддержки, должного информационного обеспечения, системного подхода к масштабному внедрению в сельхозпрактику. Большинству сельхозпроизводителей они не знакомы. Также сельхозпроизводители плохо информированы о вреде, приносимом антибиотиками и об угрозах собственному здоровью.

Экономическая целесообразность частичного или полного замещения применения антибиотиков биопрепаратами в растениеводстве не вызывает сомнения, дело за массовым внедрением. Это далеко не «народная медицина» с неясным эффектом. Возможность отказа от антибиотиков без потерь количества продукции уже доказана на практике в животноводстве. По данным датского исследования, хотя сельскохозяйственный сектор в период с 1992 по 2008 год наполовину уменьшил применение антибиотиков в свиноводстве, ему удалось повысить производительность, и при этом производственные расходы не увеличились.

«В растениеводстве необходимо предлагать фермерам интегрированную систему защиты растений с применением биологических средств и энтомофагов,  показывая экономические эффекты и стабильность результатов, что мы будем делать на  научном полевом стационаре в Белгородской области с лета 2017 года», — говорит Денис Морозов, руководитель НИЦ «Агробиотехнология».

Сегодня достоверно научно доказана эффективность зарегистрированных биологических средств защиты растений, проведены многолетние лабораторные и полевые испытания. Необходим на государственном уровне трансфер научно-обоснованных технологий и методов для сельхозпроизводителей. Здравый смысл должен рано или поздно победить силу инерции.

Анна Любоведская
Союз органического земледелия

 Источник:https://agri-news.ru