Мед может быть полезным лишь в случае натуральности и абсолютной доброкачественности. В натуральном меде не должны содержаться вещества, не свойственные его природному составу: токсичные и радиоактивные элементы, остатки лекарственных препаратов.

Серьезную озабоченность в последнее время вызывает проблема остаточных веществ и основной являются остатки антибиотиков в меде, которые входят в состав ветеринарных препаратов, применяемых в пчеловодстве для лечения и профилактики пчел.

Продолжительность сохранения антибиотика в меде зависит от его природы, происхождения, характера взаимодействия с компонентами продукта, в частности с моно- и дисахаридами. Отдельные антибиотики сохраняются в товарном меде более трех лет. Такой продукт может вызвать аллергические реакции, нарушить баланс кишечной микрофлоры.

Возникают устойчивые формы микроорганизмов, и дальнейшее применение антибиотиков с лечебной целью становится неэффективным.

Существует несколько путей попадания антибиотиков в мед. Помимо «человеческого фактора», который непосредственно является первичной причиной загрязнения продукции пчеловодства, существуют еще и косвенные факторы.

Для стимулирования пчелиных семей, профилактики и борьбы с болезнями пчел широко используют ветеринарные препараты, содержащие в своем составе различные антибиотики. Их остаточные количества, по имеющимся сведениям, переносятся пчелами в мед и длительное время в нем сохраняются .

При лечении американского и европейского гнильцов, парагнильца, которые все чаще появляются на пасеках, как правило, советуют применять сульфаниламидные препараты (норсульфазол натрия), а также антибиотики: тетрациклин, эритромицин, окситетрациклин, хлортетрациклин, неомицин, стрептомицин, пенициллин, канамицин.

При этом нередко рекомендуют использовать два, а то и три антибиотика одновременно в уменьшенных дозах, что может вызвать побочные действия препаратов.

Антибиотики рекомендуют применять ранней весной, с марта и до конца апреля. Корм (сахарный сироп), с которым дают лекарства, должен расходоваться пчелами на собственные нужды до начала взятка (взяток пчел- добыча, собранная пчелами в разных местах и принесенная в улей). Тогда полученная продукция будет свободна от наличия этих препаратов. В случае необходимости применения препаратов в более позднее время, например, в мае—июле, мед от таких семей следует откачивать отдельно и употреблять в пищу лишь через год, поскольку за этот период произойдет разложение антибиотиков. Недопустимо использовать сульфаниламидные препараты и стрептомицин, находящиеся под специальным контролем.

В таблице 1, приведены препараты, которые нежелательно применять, то есть те, которые попадая в мед, показывают положительный анализ на антибиотики.

Ветеринарная служба Украины приказом №111 от27.12.2006 года запретила использование препаратов,содержащих антибиотики, сульфаниламидные и фурановые компоненты, а также изатизон.Весь мёд, идущий на экспорт, обязательно проходит контроль на антибиотики. Согласно ДСТУ 4497-2005 г., в мёде
недопустимы антибиотики тетрациклин и стрептомицин, а допустимы левомицетин с нормой не более 0,3 мкг/кг, нитро-фуран (АОЗ) – не более 0,6 мкг/кг, нитрофуран (АМОЗ) – небольше 0,6 мкг/кг.Список стран, которым разрешено поставлять мёд в ЕС, ежегодно корректируется и публикуется в Официальном журнале Европейского Союза (Offi cial Journal of the European Union). 15 октября 2011 года был опубликован список из 40 таких стран, среди которых значится и Украина.

Экспорт украинского мёда за последние годы значительно вырос, и в 2013 году он составил 23 тыс. тонн, а в 2014 году – 34 тыс. тонн. В 2015 году наша страна осуществила экспорт мёда в 214 стран, а главным партнером Украины стал Европейский Союз, на который пришлось 31,8% от всего отечественного экспорта. Это стало результатом утверждения допустимых уровней (MRL) лекарственных препаратов в мёде; принятия и плана национального мониторинга остаточных количеств лекарственных препаратов в продукции животного происхождения (в том числе в мёде); создания аккредитованных лабораторий, отвечающих мировым требованиям проведения анализов продукции животноводства, включая мёд.

Для определения содержания антибиотиков в мёде в лабораториях применяют оптические, электрохимические,
хроматографические и чаще всего комбинированные методы анализа. Так же применяются иммунологические и микробиологические тест-методы.

Существует несколько способов определения антибиотиков в мёде.

Один из них – метод диффузии в агар, который базируется на способности антибиотиков диффундировать в агар, засеянный тест-микроорганизмами, и препятствовать их росту.

Известен также метод тонкослойной хроматографии, основанный на разделении пробы мёда в тонком слое сорбента на хроматографических пластинках. Чтобы оценить содержание остаточных количеств препаратов, на эту же пластинку одновременно с пробой мёда наносят стандартные растворы антибиотика с известными концентрациями и сравнивают результаты. Оба метода несовершенны: недостаточно чувствительны, исключают возможность получения количественных результатов, длительны в исполнении и т.д.

Для определения остаточных количеств левомицетина,
тетрациклина и нитрофурана (АОЗ) применяются методы жидкостной хроматографии высокого давления

и хромато-масс-спектроскопии, однако они предполагают использования дорогого оборудования, которое требует специалистов высокой квалификации .
Известны и другие методы определения остаточных количеств ветеринарных препаратов в мёде: хлорамфеникол
– LC-MS/MS, GC-MS; фторхинолоны, макролиды, метаболиты нитрофурана – LC-MS/MS; стрептомицин – LC-FLD, LC-MS/MS; сульфаниламиды – LC-UV/FLD, LC-MS/MS; тетрациклины – LCUV, LC-MS/MS [2].

Последнее время широко используются иммуноферментные методы анализа (ИФА, ELISA), которые являются
официальными методами контроля продуктов животного происхождения, принятыми в странах Евросоюза (Директива 93/257/ЕЕС).
Данные методы способны обнаружить в мёде любые вещества в любой концентрации и могут применяться с диагностической целью.

Из статьи: АНТИБИОТИКИ В МЕДЕ –ПУТИ ПОПАДАНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
С.И. Викуль, кандидат технических наук, доцент,
Одесская национальная академия пищевых технологий