Пищевые противоречия

Правительства многих стран оказались перед сложным выбором. С одной стороны, необходимо ограничить применение антибиотиков в сельском хозяйстве и тем самым защитить здоровье населения. Но это благое намерение входит в жесткое противоречие с планами фермеров и фармкомпаний, которые вовсе не хотят поступаться своими прибылями. Британский писатель Джонатан Коу в романе «Какое надувательство!» точно описал проблему. Одна из героинь книги, Дороти, превратила доставшуюся ей в наследство ферму в доходное промышленное предприятие, в том числе благодаря использованию антибиотиков. Дороти, не обремененная нравственными вопросами, крайне озабочена тем, что некоторые препараты могут запретить для применения в животноводстве, и просит своего брата-сенатора повлиять на ситуацию:

«— Из Штатов доходят какие-то ужасные слухи. Ты знаешь о лекарстве сульфадимидин?

— Не припоминаю, а что оно делает?

— В свиноводстве незаменимо. Абсолютно незаменимо. Насколько тебе известно, за последние 20 лет мы неимоверно повысили уровень производства, но возникла парочка побочных эффектов. Заболевания дыхательных путей, например. Сульфадимидин может излечить некоторые самые острые, понимаешь?

— Так в чем проблема?

— О, американцы испытали его на крысах и пришли к выводу, что препарат — возможный канцероген. Теперь его, очевидно, запретят.

— Гм. Что-нибудь другое нельзя применить?

— Это самое эффективное. Не спорю, мы могли бы, наверное, сократить заболеваемость, разводя скот менее интенсивно…

— Ох, но это же абсурд. Нет никакого смысла ломать то, что делает нас конкурентоспособными. Я поговорю с министром. Уверен, он разделит твою точку зрения. В любом случае тесты на крысах ничего не значат. А кроме того, нам и раньше удавалось игнорировать мнения независимых консультантов, а это само по себе достойно уважения».

Кстати, именно Великобритания еще в 1971 году первая среди европейских стран запретила использование в качестве кормовых антибиотиков препараты, которые применяются при лечении человека. В 1986 году Швеция наложила запрет на стимуляторы роста, в 1998 году к ней присоединилась Дания. В 2000 году ВОЗ провела исследования, которые подтвердили негативный эффект от применения антибиотиков в животноводстве. ВОЗ рекомендовала прекратить или резко снизить использование для стимуляции роста тех средств, которые могут применяться для лечения людей, а также создать жесткую систему контроля за оборотом антибиотиков в сельском хозяйстве. В 2006 году Евросоюз заявил об отказе от кормовых антибиотиков в животноводстве (для лечения скота лекарства использовать можно). «Запрет на государственном уровне — это политическое решение. Руководство Евросоюза считает вред от антибиотиков реальной политической угрозой, связанной с повышением заболеваемости и смертности, которые превышают коммерческую выгоду от применения этих медикаментов», — комментирует Павел Толстых, руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. Однако на деле отказаться от стимуляторов роста не удалось.

Инициаторы запрета полагали, что в Европе коровы, свиньи и птицы прошли такой жесткий селекционный отбор, что их генетика позволит справляться с вредными микроорганизмами без всяких антибиотиков. «Вместо антибиотиков планировалось применять дешевые и эффективные препараты. Менялся сам подход к лечению животных. Вместо уничтожения болезнетворных микроорганизмов антибиотиками животных начали кормить пробиотиками, они способствуют повышению иммунитета, который должен помочь организму самостоятельно справиться с болезнями. Однако пробиотики значительно дороже и к тому же менее эффективны, чем антибиотики. Об этом можно судить хотя бы по тому, что огромные продажи обогащенных пробиотиками кисломолочных продуктов не привели к существенному спаду заболеваемости гриппом и ОРВИ», — рассказывает Владимир Авдеенко, генеральный директор исследовательской компании Abercade.

Тогда европейцы сделали упор на создание идеальных условий содержания скота. «Животные не контактируют друг с другом, работники носят спецодежду, они не должны чихать и кашлять. Однако даже в таких условиях обойтись без кормовых антибиотиков невозможно, поэтому в Европе сейчас практикуется применение так называемых лечебных кормов — пищи с добавлением антибиотиков, правда, на достаточно короткий период времени», — рассказывает Элла Васильева, главный эксперт по племенному делу Национального союза свиноводов. «Зарубежные исследователи говорят о том, что когда фермеры отказались от кормовых антибиотиков, то увеличилось употребление антибиотиков в лечебных целях», — продолжает Иван Егоров, заместитель директора по селекционной работе Всероссийского научно-исследовательского и технологического института птицеводства, академик Российской академии сельскохозяйственных наук.

Полный текст: http://www.abercade.ru/research/analysis/4275.html