21 декабря 2015 года британские биологи объявили об обнаружении в различных бактериальных пробах, взятых на острове как у людей, так и у домашнего скота, бактерий, содержащих ген mcr-1. Этот ген, появляющийся у микроорганизмов благодаря недавно открытому механизму передачи генов MCR-1, наделяет их способностью сопротивляться колистину – антибиотику, обычно используемому в качестве «последнего средства».

Первый антибиотик, принадлежащий к классу пенициллинов, был открыт в 1928 году, а широкое распространение получил во время Второй Мировой войны. С тех пор было открыто большое разнообразие антибиотиков, разделяемое специалистами на группы, подгруппы и классы. Однако последний класс антибиотиков был открыт в 1987 году – но эволюцию микроорганизмов никто не останавливал.

В рамках естественного отбора после появления нового класса антибиотиков неизбежно появляются бактерии, устойчивые и к этому классу. В связи с этим некоторые исследователи предупреждают об опасности «апокалипсиса антибиотиков» – наступления такого момента, когда против новых штаммов бактерий все известные антибиотики окажутся бессильными. По словам исследователей, после этого человечество вернётся в то не очень приятное прошлое, в котором можно умереть от простого пореза пальца.

В частности, известно понятие «госпитального штамма», когда разные формы золотистого стафилококка выживают в условиях стационаров, где усиленно применяются антибиотики, и мутируют в устойчивые к лекарствам формы.

Причины замедления исследований в области антибиотиков называются самые разные. Например, фармацевтическим компаниям гораздо выгоднее заниматься лекарствами от диабета или повышенного давления, поскольку такие лекарства очень быстро и широко выходят на рынок. Антибиотики же остаются средством, применяемым в последнюю очередь.

Кроме этого, некоторые говорят о торможении медицинских исследований, происходящем по причинам защиты авторских прав. Многие обвиняют в трудностях подобных исследований слишком сильные ограничения, наложенные регуляторами в данных областях. Сами же учёные в настоящий момент чрезмерно увлечены генетическими исследованиями, наноинженерией и синтетической биологией, в результате чего вопрос исследования антибиотиков отошёл на второй план.

В настоящий момент одобренным антибиотиком последнего поколения является колистин. Впервые он был открыт японским учёным ещё в 1949 году, и сейчас к нему обращаются в тех случаях, когда остальные антибиотики не помогли.

В ноябре 2015 года впервые был открыт механизм переноса гена устойчивости к колистину, MCR-1, в Китае. Скорее всего, из-за чрезмерного увлечения этим антибиотиком на фермах, выращивающих домашний скот, у бактерий и появился ген, дающий устойчивость к колистину. Такие бактерии были обнаружены у каждого пятого животного и в 15% из проверенного свежего мяса. При этом было обнаружено уже несколько видов бактерий, содержащих ген mcr-1: E. coli, Klebsiella pneumoniae и Pseudomonas aeruginosa.

А уже в декабре бактерии, имеющие подобный механизм, были обнаружены в Нидерландах, Лаосе, Малайзии, Португалии и Дании. Два дня назад об обнаружении бактерий сообщили и из Британии.

«Теперь у нас есть все компоненты, необходимые для наступления пост-антибиотической эры,- предостерегает британский профессор Тимоти Уолш [Timothy Walsh] из Университета Кардиффа, участвовавший в исследовании бактерий. – Если MCR-1 превратится в глобальное явление,- а точнее, не если, а когда,- а затем этот ген скооперируется с другими генами, придающими устойчивость к другим видам антибиотиков, что неизбежно, это будет означать появление нового мира без антибиотиков. После этого, если пациент, допустим, заражён E. coli, вы не сможете ничего для него сделать».

В принципе, механизмы сопротивления колистину уже попадались биологам – но на этот раз передача мутировавших генов происходит просто, как никогда. Профессор Марк Уилкокс [Mark Wilcox] утверждает, что скорость передачи этих генов «до смешного» высока. Уилкокс говорит, что хотя пока не было зафиксировано какого-то одного достаточно крупного события, знаменующего конец эры антибиотиков, «битву мы точно проигрываем».

Недавно учёные объявили об открытии антибиотика нового типа – тейксобактина. Но его исследования ещё не завершены, учёные ещё пока даже не разобрались в механизме его действия и не отнесли его к какому-то определённому классу. Поэтому использовать его на людях и даже на домашнем скоте пока не представляется возможным.

Полный текст: https://geektimes.ru/post/268212/