Антибиотики, используемые в животноводстве, по данным ведущих экспертов, занимают прочную позицию на российском рынке ветеринарных препаратов. Однако общемировые тенденции, направленные на решение проблемы развития резистентности у людей и животных, уже начинают изменять структуру рынка, смещая акценты на антибиотикозамещение.

Великобритания была первой европейской страной, запретившей в 1971 году использование в качестве кормовых антибиотиков препаратов, используемых при лечении человека. Швеция в 1986 году и Дания в 1998-м наложили запрет на антибиотические стимуляторы. В 2000 году после проведенного ВОЗ исследования, подтвердившего негативный эффект от применения антибиотиков в животноводстве, было рекомендовано резко снизить или прекратить использование для стимуляции роста сельскохозяйственных животных тех средств, которые могут применяться для лечения людей, дополнительно к этому создать жесткую систему контроля за оборотом антибиотиков в сельском хозяйстве. В 2006 году Евросоюз заявил об отказе от кормовых антибиотиков в животноводстве (для лечения скота лекарства используются).

В 2017 году Еврокомиссия приняла новый план действий по преодолению противомикробной резистентности, из-за которой ежегодные потери EC cоставляют до 1,5 млрд евро. Руководство Евросоюза считает вред от антибиотиков реальной политической угрозой, связанной с повышением заболеваемости и смертности, которые превышают коммерческую выгоду от применения этих медикаментов. Данные европейских исследований в этой области говорят о том, что в случае бездействия к 2050 году показатель смертности от противомикробной резистентности может быть выше, чем от рака. На сегодня известно, что огромное количество кормовых антибиотиков, на которые наложен запрет в Европе, поступает на российский рынок, потому что у нас пока разрешено их использование.

В последнее время мясная промышленность в Соединенных Штатах оказалась под сильным давлением со стороны правительства и различных организаций, призывающих уменьшить использование антибиотиков при производстве животноводческой продукции.. Для крупных производителей этот шаг также обусловлен растущим потребительским спросом на продукты питания, не содержащие каких-либо вредных веществ, будь то антибиотики, консерванты, пестициды и т.п. В ходе опроса, проведенного журналом Consumer Reports, выяснилось, что каждый четвертый покупатель в США стал приобретать мясо и домашнюю птицу без антибиотиков намного чаще, чем делал это в предыдущем году.

Европейский тренд борьбы с резистентностью к антибиотикам в этом году подхватил и Китай. Согласно национальному плану, опубликованному Министерством сельского хозяйства Китая в августе 2017 года, в стране намерены ввести строгий контроль за использованием антибиотиков в животноводстве и птицеводстве. Это будет сделано с целью снижения резистентности к лекарственным препаратам у бактерий. Власти также собираются принять меры по разработке и продвижению более 100 новых видов лекарств для использования в животноводстве, которые являются безопасными и высокоэффективными. В то же время более 100 видов препаратов, представляющих повышенный риск при их использовании в животноводстве, попадут под запрет. К 2020 году более 97% животноводческой продукции на внутреннем рынке страны будет исследоваться на предмет наличия остаточного содержания антибиотиков.

Недавно эта волна докатилась и до России. В начале августа 2017 года глава Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил, что его ведомство усилит контроль за содержанием антибиотиков в мясной продукции российских производителей. При этом проверки коснутся всех без исключения.

Справедливости ради стоит отметить, что в соответствии с российским законодательством главное, чтобы остатки антибиотиков в конечной продукции не превышали предельно допустимых норм. При этом в процессе выращивания компании никак не ограничены в использовании любых зарегистрированных химических соединений. В этом заключается концептуальная разница между российским и европейским подходами. В ЕС использование кормовых антибиотиков запрещено из-за риска возникновения так называемых «супербактерий» — устойчивых к любым применяемым против них средствам и представляющим глобальную угрозу для всего человечества. В России же следят за соответствием мяса или молока установленным санитарным правилам. Это устаревший подход, превращающий свиней и бройлеров в своего рода «биологические установки» по выращиванию опасных инфекций.

Российским компаниям в самом ближайшем будущем придется столкнуться с дополнительными требованиями по использованию кормовых антибиотиков. В первую очередь это может коснуться поставщиков мяса или молока в транснациональные сети фаст-фуда и ритейла, работающие в России. Сложно представить, чтобы глобальные компании использовали дискриминирующий подход к своим поставщикам в разных странах. Также требования по отказу от использования антибиотиков с большой долей вероятности будут применяться к компаниям-экспортерам, поставляющим свою продукцию на внешние рынки.

При этом использование альтернативных методов контроля патогенной микрофлоры, таких как органические кислоты, пробиотики, бактериальные вакцины, соблюдение санитарно-гигиенических норм производства станет единственным верным решением в направлении отказа от использования антибиотиков в животноводстве.

На российском рынке уже сейчас набирают популярность продукты, созданные немецкой компанией ADDCON на основе органических кислот. Кормовая добавка Formi NDF — это биостимулятор роста нового поколения, применяемый при выращивании свиней и птицы на ведущих европейских и российских предприятиях. Добавка содержит 80% запатентованного действующего вещества — диформиата натрия. Эта соль муравьиной кислоты, по результатам многочисленных испытаний, обладает рядом уникальных особенностей, позволяющих максимально эффективно использовать свойства муравьиной кислоты как мощнейшего антибактериального агента. Помимо стабильности, позволяющей диформиату натрия пролонгировано и равномерно эффективно действовать во всех отделах ЖКТ животного, Formi NDF, в отличие от жидких форм кислот, не вызывает коррозию оборудования на предприятии, а именно этот фактор не всегда учитывается при выборе органических кислот.

Использование кормовой добавки Formi NDF в ряде опытов позволило исключить антибиотики из рациона животных, при этом были полностью сохранены показатели сохранности животных и конверсии корма.

Источник: http://www.tsenovik.ru